Одна из острых и наболевших проблем современного общества — безнравственность наших детей. Каковы причины неправильного воспитания? Почему родители часто не понимают, что такое хорошее воспитание и образование? И почему без осознания важности духовного здоровья ребёнка и безопасности его души, нам не преуспеть в воспитании?
«Сейчас дети плохо воспитаны», «Какие они невоспитанные!», – отовсюду можно услышать подобные возгласы.
Слышим мы их на скамейках у подъезда, в автобусах, в школьных учительских и в магазинах. Почему мы, взрослые, как испорченная пластинка, только и делаем, что повторяем эти избитые фразы? Что же такое неправильное воспитание? В какую бездну мы толкаем своих чад собственными руками? И что реально мы делаем для исправления ситуации? В первую очередь, плохое воспитание – это неправильно заданное направление для развития ребенка. Это неправильно заданная траектория, по которой он движется в жизни. Как известно, школа с каждым годом всё дальше и дальше удаляется от воспитания. Вся ответственность полностью ложится на родителей. Безусловно, никто и не отрицает решающую роль семьи. Но перевод слова «педагог» (ведущий ребёнка) сейчас уже никто и не вспоминает. Мы искренне не понимаем, что дать образование детям – это не значит вкачать в них неимоверное количество информации. В результате они будут знать всё и ничего. Переизбыток информации отнимет у наших детей качество знаний и их глубину. Мы должны понять, что дать образование – это образовать в ребёнке новое, необходимое и без чего ему не выстоять в жизни. Это задать сердцу и душе юного человека правильный тон, правильное и благоразумное направление. Одним словом – сформировать нравственный стержень.
ОБРАЗОВАННОЕ СЕРДЦЕ
Зачем давать образование детскому сердцу? Образовывая детей, мы не должны оставлять без внимания их сердца. Именно на сердце, душу и надо обращать всё своё внимание. Безотлагательно. В первую очередь. Только правильно образованное сердце сможет дать правильное направление мыслям человека, его желаниям, стремлениям и поступкам. Служение воспитателей, родителей и педагогов – это служение творческое. Недостаточно дать просто объём знаний. Нужно обучить детей применять эти знания на благо своей семьи и общества. Как нравственность, так и полная безнравственность человека – производные от семейного воспитания. И никакие увещевания не возымеют должного эффекта, если в семье ребёнок будет видеть противоположную картину. Даже не умея говорить, наши дети впитывают все модели и стереотипы поведения, которые наблюдают у нас. Кто может возразить, что не мы породили нравственную деградацию подростков? Кто, если не мы, взрослые, повинны в растущей подростковой и детской преступности? А разве мамы не несут ответственности за половую распущенность малолетних дочерей? А за гибель своих не родившихся внуков? Мы создали целое поколение «ненаказанных детей». Детей, которые не получили от нас наказ – правильное направление. Не дали наказа ни родители, ни педагоги, ни воспитатели. Откуда же детское сердце и душа могут знать, куда и как направляться в жизни? Как вы можете попасть из пункта А в пункт Б, если у вас нет карты и путеводителя, если вы понятия не имеете в каком направлении двигаться? Наказ должен быть. Через правильный пример нашей собственной жизни. Его так не хватает нашим детям! Вспомните, как часто хамящего и плюющего семечки в транспорте подростка, останавливают замечанием пассажиры. Вы думаете, он злится в ответ? Нет. Даже если и огрызается. В своём подсознании он рад, что на него вообще хоть кто-то обратил внимание. Ему было крайне необходимо, чтобы кто-то его остановил. Этот минутный эпизод уже показал юному человеку некое направление.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТСКОЙ ДУШИ
Ничто так не формирует личность ребенка, как впечатления извне. Только дети и подростки обладают способностью так сильно впитывать информацию. Но эту способность можно использовать по-разному. Нам, родителям и педагогам, надо крайне осторожно и осмотрительно пользоваться ею. Нельзя тратить эту способность понапрасну. Вот, к примеру, СМИ это прекрасно знают и «не тратят» понапрасну. И нам ничего не остается, как вступать в священную войну за души наших детей, за их жизнь и безопасность. Потоки неимоверной визуальной (наглядной) мути, так и льются в сердце и душу ребёнка с телевизионного экрана и компьютера. И здесь мы имеем все права для наказа! Он будет заключаться в добрых детских фильмах и передачах, которые мы не поленимся специально и очень тщательно отбирать для детей. Заметьте, только так можно создать тот поток информации, который будет формировать у юного зрителя правильные понятия о дружбе, любви, уважения к взрослым и семейных ценностях. Более того, предотвратить агрессию с экранов мы можем только обрезав к ней доступ. Полностью. И безжалостно. Да, родители обязаны полностью наложить запрет на телепередачи, несущие грязь, пропагандирующие разврат, ложь, убивающие любовь к ближнему, просвещающие детей в вопросах несвойственных их возрасту. Сейчас самое время проснуться «защитникам» прав детей. Вполне можно ожидать, что такое поведение родителей некоторыми будет трактоваться, как ущемление свободы ребёнка. Но только такое решение родителей и есть правильное. Настоящая свобода – это свобода от ложных представлений об окружающем мире и взаимоотношениях между людьми. Это свобода от навязанных и уродующих детскую душу стереотипов. Вместе с тем духовное здоровье ребёнка зависит и от рисунков и изображений, которые он видит вокруг. Рисунки должны быть правильными.
Ведь рассматривая их, дети подвергаются очень сильному воздействию на своё подсознание. Например, современные обложки глянца и газет. Чем юная и чувствительная детская душа может впечатляться от таких свободных воображений авторов? Техника безопасности детской души и заключается в осторожном и разборчивом подходе к выбору источников информации. Безусловно, произошла коварная подмена понятий. Зло стало нормой. Оно преподносится, как добро. А вечные ценности и добродетели оказались поруганными и втоптанными в грязь. Чем раньше мы привьём детям вкус к хорошей музыке, искусству, правильной высоконравственной литературе, тем скорей у них сформируется «противоядие» к пошлости, льющейся грязными потоками в душу. И ещё. Только личный пример родителей и педагогов играет ключевую и решающую роль в формировании и становлении внутреннего нравственного стержня ребёнка. Только самые близкие взрослые являются для ребёнка эталоном. И в основном их модель поведения будет в точности скопирована и воплощена в жизнь. Помните, как часто в народе говорят, что дочь повторяет судьбу матери? А мужчина, который поднимет руку на жену? Не трудно догадаться, где он видел такую модель поведения. А преходящие по «наследству» такие пороки, как пьянство, воровство и склонность к суицидам? Они тоже из семьи. Вот и народная мудрость подтверждает: «Яблоко от яблони не далеко падает». Поэтому твёрдость нравственного стержня ребёнка прямо пропорциональна нравственности самих родителей и тех жизненных ориентиров, которые они заложат. Всего вам доброго, крепости духа и чудесных плодов воспитания!
Елена Стрелкина, педагог Апшеронского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних