Жизнь, основанная на ценностях православия, пропитанная любовью к Богу всегда считалась высшей духовной добродетелью. Из рода в род дети воплощают то, что видят в своих родителях, что является истинным содержанием их жизни. Именно в такой среде вырос коренной житель города Апшеронска, прихожанин Свято-Троицкого храма в станице Кубанской и племянник настоятеля, протоиерея Николая Бабенко, казак Пётр Николаевич Овсянников.СИЛА ВОСПИТАНИЯ
Сегодня ему 69, но душа бережно хранит то стремление к Богу, которое преподали родители. Вера в семье Петра Николаевича – это не абстракция и не формула вежливости, но подлинная жизнь в Христе. Дед его, Яков Емельянович Овсянников, был священником в одном из храмов Ставропольского края. В 1937 году его постигла трагическая судьба, когда во время гонений на Церковь под репрессии попали многие священнослужители. Сейчас уже точно неизвестно был ли Яков Емельянович расстрелян или заживо замучен за своё служение. Позже, спустя многие годы, его имя было реабилитировано. И эту искреннюю, выстраданную веру в Бога унаследовал сын – Николай Яковлевич, который своим стремлением к жизни духовной, своими молитвами укрепил уже в своих пятерых детях любовь к Создателю. Один из них – наш собеседник Пётр Николаевич.
– Моя жизнь с младенчества нераздельно связана со Свято-Покровским храмом в Апшеронске, я и не мыслил жизни другой, – вспоминает он. – Отец едет на велосипеде на службу, меня берёт с собой. Он тогда трудился регентом, я был с ним почти на всех спевках, праздниках. Всё моё окружение жило по заповедям Божиим. И нас так воспитали.
Пётр помнит, как под папиным руководством церковный хор учился петь строго по нотам, собираясь на спевки два раза в неделю. Чтобы прокормить многодетную семью, отец, помимо основной работы регентом, подрабатывал токарем на Апшеронском заводе Лесхозмаш. Вечерами дома маленький Пётр помогал отцу реставрировать старые духовные книги, писать иконы, делать киоты. Его мать, Екатерина Евгеньевна, по 12 часов в день трудилась в швейной мастерской. Основная забота о первенце Петре легла на плечи бабушки – Веры Абрамовной, которая была очень набожным человеком. На столе у неё лежала Библия, которую регулярно читала, она соблюдала все посты, а главное – была покладистого нрава. Благодаря её усилиям маленький Пётр знал множество молитв. Младенцем она приносила его в церковь, причащала. Настоятелем храма тогда был протоиерей Андрей Грудьев. Запомнился случай, когда во время службы бабушка не заметила, как двухлетний Пётр прошагал вслед за отцом Андреем в алтарь. Во время службы Петру нравилось сидеть на скамейке, рассматривать старинные царские врата ручной работы. В эти сокровенные моменты он всем своим существом впитывал, словно губка, благодать Божию. А ещё запомнилось то, как с младшим братом Василием играли в богослужение. Понарошку венчали, крестили, проводили службу. Несмотря на детский возраст, всё это они знали хорошо. Василия Пётр был старше на три года. А сестёр Наталью, Анну, брата Андрея – и того больше. Пётр нянчился, заботился, учил. И помогал отцу по хозяйственным делам в храме: красить полы, крышу, прибираться.
СТОЯ У ИСТОКОВ
Настоящим испытанием стало начало взрослой жизни. Пётр Николаевич заочно учился в Московском Лесотехническом институте, более 30 лет работал на Апшеронском Лесокомби
нате. Большая часть из них – главным инженером. Это было непростое время, когда принадлежность к церкви в стране не приветствовалась. – Был у нас один сотрудник – очень ценный и опытный работник, который крестил своего ребёнка, – рассказывает Пётр Овсянников. – Об этом сразу стало известно руководству, за что он был уволен с работы. Пётр полностью погрузился в рабочие хлопоты. Но ведь сколько веру не вытравляли в народе в тот период, сделать это полностью не получилось. Бывая в командировке в Москве, он старался посещать Елоховский Богоявленский собор. Спустя время храм вновь стал частью его жизни. А его верной помощницей во всём стала супруга Любовь Данииловна. За почти 35 лет совместной жизни они вырастили детей, стараясь быть для них образцом во всём. В начале 1990-х годов его родной дядя, протоиерей Николай Бабенко, принял храм в из станице Кубанской. Храму требовалось восстановление и капитальный ремонт. И здесь Пётр Николаевич взял на себя все организационные работы по его восстановлению, ведению хозяйственной деятельности. Отдельной страницей в жизни Петра Николаевича стало возрождение казачества в г. Апшеронске. Произошло это в 1989 году, когда отец уже более 10 лет был священником. Вместе с отцом Пётр Николаевич принимал активное участи в первых сборах казаков, подготовке присяги. Протоиерей Николай Овсянников освящал знамя, благословлял выбор первого атамана и все казачьи мероприятия. Он всегда проповедовал, что казак – это защитник православия.
— Первые организационные мероприятия проходили в моём кабинете на Лесокомбинате, где говорили о необходимости начать возрождать Апшеронское казачье общество. Ведь в прошлом семьи многих из нас были казачьими. Большую организационную работу тогда проделал Иван Серебренко, который был избран первым атаманом города. Тогда был принят первый казачий Устав и утверждён главой администрации г.Апшеронска Полушиным Владимиром Александровичем.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Прошли годы безбожия. Порой до сих пор не верится, что сегодня
можно открыто говорить о своей вере в Бога, православных традициях. Мы ходим в храм, говеем во время поста, исповедуемся и причащаемся. В прощёное воскресение мы каемся друг перед другом, в Рождество Христово – прославляем Христа, в Пасху печём куличи и
восклицаем: «Христос Воскресе!». Это так уже органично вошло в нашу жизнь, что подругому мы просто не можем. Семя веры, обильно посеянное нашими предками, сейчас благодатно взошло и продолжает всходить в сердцах многих людей. Ведь любовь к Богу невозможно «привить» своим чадам, как нечто чужеродное, но если родители от всего сердца чтут Господа, то это обязательно передастся и детям. Главное, чтобы они росли в доброжелательной и гармоничной атмосфере, в семье, где родительская любовь к небесному Отцу в практической жизни не оказалась отделённой от любви к другим людям.
Евгения Кулябина