Бытие каждого человека удивительно богато чудесами. Они сопровождают нас от рождения до смерти. Чудо в том, что мы видим, слышим, осязаем, ходим по земле. Для Господа нет малого или великого чуда. Бог есть любовь, потому всё, что происходит, происходит не случайно, а для нашего блага. Любовь Андреевна Патрушева – одна из прихожанок Свято-Покровского храма, может долго говорить о милости Господней, явленной в ежедневных чудесах, ясно помня события даже давно ушедших дней.
БОЖИЙ ПРОМЫСЕЛ
– Посмотри, это обычное пасхальное освящённое яйцо, – протянула мне Любовь Андреевна крашенку. – Но хранится оно у меня уже 25 лет! Невероятно, но за эти годы оно не только не начало портиться, но ещё и источает едва уловимый славный аромат. Никакой затхлости, плесени или черноты.
Беру в руки и аккуратно трясу яйцо, которому уже четверть века. Внутри, словно в погремушке, бултыхается ссохшийся желток. Не дивно ли? Маленькое, незаметное, но чудо. Их в жизни Любовь Андреевны немало.
– Господь всегда являет нам Свою заботу, нужно лишь быть внимательным, чтобы замечать это, – говорит она. – Вот расскажу случай. Когда работала преподавателем английского языка в школе, нужно было проходить курсы повышения квалификации с последующей сдачей экзамена. На время обучения было необходимо проживать в другом городе за свой счёт. Дорого. Что делать? И решила я ехать только на экзамен, то есть без подготовки. Волнительно, даже страшно. Но
получив благословение батюшки, отправилась в путь. Экзаменатором оказалась женщина, с которой они закончили один ВУЗ, просто в разное время. Познакомились. Подружились. Новая знакомая высоко оценила её знание английского. Экзамен был сдан, а доверительные отношения поддерживались ещё много лет.
Человек неверующий скажет, мол, удачное стечение обстоятельств. Но те, кто веруют в Бога, знают, что вот таким неявным образом Он участвует в жизни человека, проявляя Свою любовь, даруя Свою поддержку.
Нашу беседу то и дело прерывает неспешный бой старинных настенных часов, доставшихся от родителей. История этих комнатных курантов тоже несёт в себе нечто удивительное. Из-за ветхости механизмов часам требовался особый уход. Ни один мастер не мог их настраивать, кроме талантливого часовщика Николая. Но однажды часы остановились. За помощью Любовь Андреевна отправилась к Николаю. Дверь открыла старушка, сообщив, что он скоропостижно скончался. Опечаленная тяжёлым известием, она вернулась домой. И вдруг часы пошли! Сами пошли. В этом тоже она узрела промысел Божий, дабы узнав о смерти Николая, молиться о нём. Позже появился новый мастер. Господь всё устроил.
В каждом чуде живёт Бог. Но главное чудо – это преображённое сердце человека, кающегося в грехах и стремящегося к богобоязненному житию. Любой местный храм – кладезь таких судеб. Церковь Христова – хранилище душ, спасённых Богом.
МЕСТО ПРЕОБРАЖЕНИЯ
Храм стал частью жизни Любовь Андреевны в 1990-х годах. Попав на первую в своей жизни службу, она изменилась буквально мгновенно. Отпала тяга к излишним нарядам в одежде, ярким причёскам, новомодным тогда телесериалам. Появился вкус, умеренность, скромность. Разве это не чудо? В то время настоятелем храма был архимандрит Флавиан Осколков. Он сочетал в себе ум и простоту. Отец Флавиан, как и Любовь Андреевна, был родом из Кировской области. Позже он отправился служить в Сочи, а на его место пришёл молодой и очень деятельный протоиерей Виктор Бандурко. С первых дней он взялся за дело: обустраивал Покровский храм, который располагался в ветхой избе, позже возводил Тихоновский храм. Особой заботой нового настоятеля стали дети. Потому он взял шефство над Апшеронским детским домом, часто бывал там, умел найти общий язык со всеми ребятишками.
– Однажды батюшка привёз сирот в храм, чтобы провести над ними таинство крещения, – вспоминает Любовь Андреевна. – Многие прихожане согласились быть крёстными. Моей крестницей стала девочка Таня. Помню, как после принятия крещения Танюша сразу побежала к иконе Казанской Божией Матери. С того дня эта девочка стала для меня родной. Мы общались, встречались, я молилась за неё. Когда детский дом расформировали, Таня попала в Павловский район, откуда часто писала мне письма, которые я храню до сих пор. И Господь устраивает её судьбу, посылая добрых людей на жизненном пути. Это чудо отдельно взятой судьбы.
Благодаря стараниям отца Виктора и матушки Раисы в Апшеронском районе появилась первая детская воскресная школа. Позже – хор «Лампада» под руководством Елены Фёдоровой. В Краснодарском крае это был первый хор, дети которого стали исполнять некоторые песнопения на литургии. Их тонкие детские голоса, словно ангельские, проникновенно звучали на службе. «Как чудно», – умилялись тогда прихожане. Большое внимание батюшка сразу уделил активному и познавательному отдыху, организовывая с детьми походы в горы, паломнические поездки. Особенно полюбила детвора всех возрастов созданный отцом Виктором первый в крае православный лагерь «Горний Посад». Также начал свою работу духовно-просветительский центр «ОмофорЪ».
Пастырское сердце батюшки ни к кому не оставалось равнодушным. Он словно изнутри видел тех православных мирян, кому даровано свыше быть священниками. И отец Виктор помогал им становиться такими.
– В приходе было много богобоязненных батюшек, они остались в памяти верующих, а значит и в истории, – продолжает свой рассказ Любовь Андреевна. – Например, старожилы, с которыми я общалась в далёкие 1990-е годы, вспоминали одного из первых настоятелей Покровского храма – протоиерея Виктора Горбатко. Я тоже его помню. Говорили, что он оформлял и украшал храм Пресвятой Богородицы, написал многие иконы. Из памяти давно стёрлась его внешность, но отпечатался светлый взгляд, полный доброты.
Все кто служил в Покровском храме хоть раз, незримо оставили след в его истории.
– Отец Игорь Вингалов – настоящий молитвенник и очень лёгкий в общении, он служил в нашем храме совсем недолго, – вспоминает она. – Позже уехал в Курганинск, став там иеромонахом. Так и сказал нам тогда: «Теперь я не отец Игорь, а иеромонах Феодосий».
Служил и батюшка Виктор Кияница. Молчаливый, спокойный, безотказный, никогда ни с кем не спорил. Запомнилось, как он в одной из личных бесед вспоминал он своё детство: после школы оставлял дома портфель и скорей спешил в лес, чтобы в тишине и покое наслаждаться шелестом листвы и красотой цветов. О чём он размышлял тогда мы уже не узнаем, но возможно именно тогда в нём зародилось стремление к горнему. Конечно, запомнился отец Николай Овсянников, который в послевоенные годы был регентом, а позже стал священником. Свой вклад в жизнь прихода внёс и пономарь Иван, который много лет трудился в храме.
– Остался в памяти красивый и громкий голос совсем молодого тогда отца Александра Ячменёва, службы он вёл на одном дыхании, – добавляет она. – Отдельная история – прежний хор прихода. Это Вера Григорьевна, Лидия Ивановна, Лидия Тихоновна, инокиня Мелитина, регент инокиня Августа, а также другие. Их пение было негромкое, но очень молитвенное, настраивающее на духовный лад.
Церковь – это чудо на земле. Ведь именно здесь человек приближается к Богу, именно здесь происходит самое сверхъестественное – человек начинает стремиться стяжать благодать жить по заповедям Христовым. От этого радуется Небо.
Вообще христианство – это чудо Божественного вмешательства в нашу жизнь – то явным, то неявным образом. Блаженный Августин говорил: «Читая Евангелие, мы признаем безусловным чудом преумножение хлебов, но не меньшее чудо и само произрастание хлеба. Ведь и первое, и второе – от Бога, причём в равной степени».
Евгения Кулябина