Судьба человека тесно переплетена с эпохой, в которой Господь предначертал ему жить. В ХХ безбожном веке торжествующего материализма самым великим испытанием для народа стало сохранение христианской веры в Бога. Уповать на Него, когда за окном гремит война. Доверять Ему, когда в доме нет даже хлеба. И вопреки всеобщей идеологии секуляризма взрастить в своих детях искреннюю живую веру во Святую Троицу. Одним из хранителем такой веры стала прихожанка Покровского храма Валентина Петровна Слюсарёва. С ранних лет познавшая голод и тяжёлый труд, пережившая потери близких, вырастившая четверых детей, она понимает глубокий смыл слов Христа из Евангелия: «Вера твоя спасла тебя».
ПРИМЕР БЛАГОЧЕСТИЯ
В небольшом родительском доме всегда теплилась лампадка у старинных икон. В свете её мягкого пламени образы святых словно оживали, даря ощущение их присутствия. Маленькая Валечка, самая младшая из 12-ти детей, любила сидеть рядом с папой, который читал вслух Библию, бережно перелистывая старые пожелтевшие страницы. Папа плакал, его голос становился всё тише, а Валентина старалась уловить каждое его слово. Хоть и не понимала она ничегошеньки из прочитанного, но чувствовала особый трепет, необъяснимые надежду и защиту. А ещё удивительное чувство сопричастности Самому Богу, которое она пронесла через всю жизнь.
…Когда в 1942 году немецко-фашистские захватчики вторглись в Апшеронск, Валентине было два года. Войну она не помнит, а вот как ползала по деревянному полу в надежде найти хотя бы крошку еды – врезалось в память. Ещё запомнился котелок, в котором иногда мама варила скудную, но такую желанную пищу. После войны подросшая Валентина собирала груши, яблоки, кислицы вместе со старшими братьями и сёстрами. Из них Валентина знала только шестерых, остальные умерли очень рано. Папа, Пётр Леонтьевич Пересыпкин, на запряжённым в повозку осле, развозил по домам жителей разные надобности, которые те приобретали на базаре. За это ему давали немного денег и продуктов. Дети зарабатывали тем, что пасли коров.
Сейчас ей уже смутно помнится старый Покровский храм в Апшеронске, куда они ходили семьёй в послевоенное время. В памяти запечатлелось, как мама, устав от тяжёлых будней, присаживалась на ступени храма и молилась. «Было трудно, голодно, сурово. Но в семье нашей всегда был мир. Папа никогда не кричал, не принижал ни маму, ни нас. До самого последнего дня своей жизни ценил нас, заботился. А мама была такой ласковой и доброй, что кормила и впускала в дом всех, кто просил, хоть у нас самих –то не было излишек. Я всю жизнь стараюсь быть похожей на неё», — делится Валентина Петровна.
Она не помнит ни одной ситуации, где бы мама, Пелагея Степановна, с кем-то ссорилась. Для неё она стала воплощением образа православной женщины, носительницей того кроткого и молчаливого духа, о котором писал в своём Послании апостол Павел. Незадолго до своей смерти мама сказала: «Я вижу поле и слышу прекрасную музыку, которой нет на земле». Затем тихо умерла кончиной безболезненной, непостыдной, мирной. Преставилась она ровно в 100 лет, пережив папу на пару десятилетий.
С МОЛИТВОЙ НА УСТАХ
В 18 лет Валентина вышла замуж и переехала в дом супруга, в хуторе Спасов. Чтобы выжить, работала и санитаркой, и поваром, нанималась копать огороды. «Весь хутор перекопала тогда, наверное», — шутит она сегодня. Спасаясь от нищеты, семья переселилась в Казахстан, где Валентине предстояло прожить 30 лет. Тогда город Шевченко (ныне Актау) только строился, работы было много, зарплаты хорошие. Родились два сына, жизнь начала налаживаться. И вдруг произошла первая страшная трагедия в её жизни. Супруг погиб прямо в свой день рождения. Это был несчастный случай на буровой шахте, где он трудился.
Жить одной в чужом краю с маленькими детьми было тяжело, потому уже через некоторое время Валентина вновь вышла замуж. В браке с Петром появились две дочки. Валентина Петровна выучилась на водителя, стала работать на грузовых машинах, пассажирских автобусах. Активная, позитивная, трудолюбивая, мать четырёх детей привлекла внимание местных властей. Вскоре её избрали в депутаты областного Совета. Будучи водителем первого класса, Валентина Петровна освоила мастерство таксиста. В течение 17 лет она каждый день принимала заказы, развозила людей в разные концы города, часто через степь. И всегда на устах была молитва «Отче наш», которая хранила её во всех путях.
«Всегда, в любые времена я чувствовала внутреннюю потребность быть на богослужениях. Потому каждое воскресенье приходила в единственный в городе старенький деревянный храм. Даже проезжая мимо храма в разгар рабочего дня, старалась просто остановить машину и постоять рядом. В храме – благодать, в храме – Бог», — рассказывает Валентина.
С упованием на Господа она пережила неспокойные времена, когда национализм в Казахстане достиг своего апогея. По словам Валентины, ходить по городу было опасно, агрессивные лозунги «бей русских!» выкрикивали на улицах не только молодые незрелые шовинисты, но даже некоторые бабушки. Местные казахи всячески препятствовали строительству нового храма. Но Господь всё устроил. Сегодня на этом месте возвышается новый храм Благовещения Пресвятой Богородицы в своём полном благолепии.
РОДНЫЕ СТЕНЫ ХРАМА
В родной Апшеронск Валентина Петровна вернулась в 1997 году. Папы и мамы в живых уже не было, поэтому, оказавшись в родных пенатах, она хотела забрать из отчего дома родовые иконы. Те самые, пред которыми возносили молитвы родители и прародители. Те самые, пред которыми папа читал вслух Священное Писание. Но здесь Валентину ждало сильнейшее потрясение. Оказалось, что пока её не было, одна из её родных из сестёр стала последовательницей религиозной организации «Свидетели Иеговы» и безжалостно сожгла все иконы. Как же плакала тогда Валентина!
Новые трагедии продолжали сокрушать сердце: один за другим умирали от разных болезней её взрослые дети. Остался только сын Владимир, который ныне живёт в хуторе Спасов. Муж Пётр стал сильно пить, поэтому с ним ей пришлось расстаться. Но когда спустя несколько лет он серьёзно занемог, Валентина забрала его к себе, ухаживая до самой смерти.
В Апшеронске она занялась торговлей, став предпринимателем. При этом сразу решила, что хоть в воскресный день продажи идут наиболее бойко, посвящать его Господу. Когда все её коллеги вставали за прилавки, Валентина спешила в Свято-Покровский храм, который стал для неё вторым домом. Охотно участвовала во всех службах, в ремонте старого Покровского храма, в строительстве нового Тихоновского. Ездила по различным святым местам. «Без молитвы я не начинаю и не завершаю день. Молюсь за всех своих родных и подруг как живых, так и давно ушедших в мир иной», — говорит она.
Братья и сёстры Валентины прожили достойную жизнь. Хоть и разъехались все по разным концам страны, но всегда поддерживали друг с другом связь. Сейчас жива только 99-летняя сестра Александра, которая, несмотря на столь почтенный возраст, остаётся в здравом уме и бодром расположении духа. Общение с ней – отрада.
Другое утешение для Валентины Петровны – внуки и правнуки. Оборачиваясь на весь пройденный путь, вспоминая каждый шаг, она резюмирует: «Я прожила счастливую жизнь, потому что прожила её со Христом».
Евгения Кулябина