Как научить ребёнка учиться?

Стремление узнавать новое заложено в нас природой. Любопытство подталкивает получать опыт и информацию. Но как сохранить это естественное желание? Как поддержать интерес ребёнка к познанию, развить креативность и способность думать?

Хорошая новость: дети и без нас любят учиться. Маленький ребёнок учится каждую минуту, чем бы ни занимался. К тому же ученые доказали, что мозг способен меняться всю жизнь, обучение – его естественное состояние в любом возрасте. Другой вопрос, что дети, подрастая, нередко теряют импульс к познанию. Задача родителя – создать среду, которая поможет сохранить этот навык.

ЧТО ТАКОЕ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ?

Способность учиться складывается прежде всего из любознательности, жажды исследований, «прокачанности» критического мышления. Имеется в виду умение работать с информацией: анализировать, сомневаться в недоказанном, сравнивать разные точки зрения, делать выводы, «глубоко копать», выбирать оптимальный способ решения. Чтобы развить критическое мышление, поощряйте в ребёнке привычку и смелость думать. Начинайте по чуть-чуть с того возраста, когда он только заговорит предложениями. Рассуждайте с ним обо всём. Читая книжки, спрашивайте мнение о героях и мотивах их поступков. Позвольте ребёнку оценивать событие. При этом обращайте его внимание на разные стороны ситуации, её неоднозначность. Говорите не только о фактах, но и об абстрактных понятиях: «Как ты считаешь, что такое дружба?». Проговаривайте причинно-следственные связи, помогайте приводить аргументы и на их основе делать заключения.

ПОЧЕМУ ИСЧЕЗАЕТ ЛЮБОВЬ К УЧЁБЕ?

Если говорить именно про интерес к обучению, то он как раз связан с любознательностью. Никогда не упрекайте ребёнка в лени и отсутствии интереса. Потому что лени не существует. Мозг начинает активно работать, только если распознает выгоду. Когда это происходит, в головном мозге выплескивается гормон дофамин – нейромедиатор, отвечающий за запоминание, обработку информации и предвкушение. Поэтому попытки заставить другого человека учиться бесполезны. Но мы можем создать обстановку, при которой мозг захочет сотрудничать со своим хозяином. Дофамин вырабатывается, например, при поступлении новой увлекательной информации, которая не кажется нам неподъемной. Или информации знакомой, вызывающей положительные ассоциации и воспоминания. Единственный способ мотивировать на учёбу – сделать её интересной для ребёнка, поощряя в нём инициативу и креативность. То, что мы обычно называем ленью, на самом деле – угасание интереса. Интерес пропадает чаще всего из-за систематических неудач и давления, боязни ошибок или страха показаться «плохим», «глупым». Если такие эмоции возникают часто, драйвером для ребёнка становится мотивация избегания – когда проще не делать совсем ничего, лишь бы не испытать чувство провала.

КАК ВЛЮБИТЬ В УЧЁБУ?

Научить учиться – значит разбудить любопытство и влюбить в процесс обучения. Используйте методику «5 почему». В три-четыре года ребёнок постоянно задаёт вопросы по поводу всего на свете. Но взрослея, перестаёт спрашивать. Возродите «традицию». Например, второклассник читает в учебнике по «Окружающему миру»: «Чтобы наблюдать за звёздами, был изобретен телескоп». Включитесь в процесс и спросите, как думает ребёнок – почему телескоп был назван именно так? На одну тему урока может прийтись около пяти таких вопросов. Предложите поискать ответы в интернете или в энциклопедии. Отметьте, как много нового узнал ребёнок помимо информации в учебнике. Приучите ребёнка к тому, что не знать – нормально и не стыдно. Говорите о ребёнке, что он не «не знает» или «не умеет», а «ещё не знает». Важно закрепить ощущение, что научиться можно всему. Поощряйте вопросы и всегда давайте понять, что глупых вопросов не существует. Научите ребёнка, что надо делать, если он чего-то пока не знает, например: а) поискать в достоверных источниках; б) спросить у родителей, учителей, друзей. Важно создать атмосферу, при которой ребёнок не боится задавать вопросы и знает, что будет услышан. Постоянное общение в режиме диалога, беседы на равных (без дискриминации «взрослый-ребёнок») влияют на динамику обучения. Если родитель будет следовать этому правилу, то ребёнок сможет увереннее воспринимать новую информацию. Сделайте обучение интересным – превратите процесс в игру. Например, если нужно прочитать «Евгения Онегина», создайте для главных героев вместе с ребёнком страницы в социальных сетях и моделируйте новые ситуации и диалоги, которые могли бы возникнуть. Это поможет лучше понять мотивы и характеры персонажей, а также социокультурный контекст произведения. Помогите ребёнку понять, из чего состоит проект (например, реферат по истории): ресурсы, этапы. В какой последовательности их нужно пройти. Научите «есть слона». Даже взрослые могут испытывать страх или беспомощность перед большой задачей, а дети тем более. Невозможно съесть целого слона, но его можно разрезать на кусочки. Так и одну большую задачу можно разделить на маленькие задачи.

ПОЛЮБИТЕ ОШИБКИ

Называйте неудачи в учебе зонами роста, а не слабыми сторонами ребёнка, и относитесь к ним соответственно. Полюбите ошибки вместе с ребёнком. Ошибка – двигатель роста, самое частое и естественное, что происходит с человеком во время обучения. Но ошибаться бывает страшно и неприятно. Чтобы этого не происходило, ребёнок должен привыкнуть к ошибке как к гарантированной части процесса, которая помогает учиться. Для этого можно поиграть в такую игру: вы с ребёнком по очереди даёте друг другу задание сделать что-то новое. Например, ребёнок может попросить вас пройти квест на планшете. А вы его – написать под диктовку 10 слов по незнакомому правилу русского языка. Когда оба выполнили задания и проверили друг друга, приступаем к теории. Ребёнок рассказывает вам, как быстро пройти игру. Вы читаете ему правило написания приставок. После чего упражнение повторяется и сравнивается прогресс. Называйте неудачи в учёбе зонами роста, а не слабыми сторонами ребёнка, и относитесь к ним соответственно. Вместо «у тебя плохо с математикой» говорите «давай ещё раз повторим дроби». Вместо «тебе не даются сочинения» – «надо поработать над синтаксисом». Помните, что работать это будет, если вы так же относитесь к собственным зонам роста и не ругаете себя за промахи. Давайте сбалансированную обратную связь, когда ребёнок приходит к вам с идеей проекта, с рисунком, с сочинением. Это помогает ребёнку поддерживать в себе мотивацию и креативность. Сначала вы отмечаете то, что вам понравилось, потом – как можно сделать ещё лучше, потом рассказываете то, каким будет результат после улучшения. Именно в таком порядке. Старайтесь не раздавать пустые похвалы (молодец, умница) и не упрекать за недостатки. Пример сбалансированной обратной связи: «У тебя очень точно получилось описать Печорина через историю с княжной Мэри. Мне кажется, если упомянуть ещё какой-нибудь пример, не про любовь, то ты раскроешь его характер с разных сторон». Пример несбалансированной обратной связи: «Надо добавить ещё примеров, а то маловато. Но про случай с княжной хорошо написано».

АНАЛИЗИРУЙТЕ НЕУДАЧИ

Если что-то не получается, помогите ребёнку провести анализ. Что не получилось в контрольной? Где моя зона роста? Как мне подтянуть тему, чтобы хорошо решать такие примеры? Давайте свободу выбора. Если ребёнок хочет читать только журналы про супергероев, пусть читает. Он же читает? Уже хорошо. После обязательно будут другие, более сложные сюжеты и персонажи. Главное – поощрять само занятие. Не противопоставляйте учёбу увлечениям ребёнка. Используйте другие аргументы. Потому что иначе ребёнок будет думать, что учиться – это рутина, а другие занятия – вознаграждение. Сделайте компьютер другом ребёнка. Пусть компьютер помогает ему в обучении (например, составлять ассоциативные карты для запоминания исторических событий; делать презентации проектов; проверять информацию в интернете, строить графики и диаграммы). И самое важное – постоянно учитесь сами. Через родительский пример у ребёнка формируется ценность обучения.

Елена Стрелкина, педагог Апшеронского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *