Храм — обитель Бога и любящих Его

Свой 85-летний юбилей отметила одна из старейших прихожанок Свято-Покровского прихода Ксения Александровна Захарьян. Храм стал для неё родным домом, а многие верующие – близкими сердцу людьми.
Потребность сочетать земной свой путь с ценностями Божьими к ней пришла уже в зрелости – в том возрасте, когда в человеке утихают страсти и пробуждается стремление к переосмыслению жизни. Хотя родилась Ксения Александровна в верующей семье. Папа Александр Ардалеонович пропал без вести во время Великой Отечественной войны. Поэтому воспитывала её мама Мария Фёдоровна Белкина и бабушка Василиса Александровна. Мама была глубоко верующей, часто молилась. Возможно, одна из причин крылась в личной трагедии: все её дети умирали во младенчестве. И только Ксения – пятая по счёту, осталась жива. Вымоленный ребёнок. Мама болела астмой в тяжёлой форме, всегда просила Господа дать ей возможность дожить хотя бы до пятилетия дочки, до десятилетия… И Бог услышал горячие молитвы любящего материнского сердца. Преставилась она лишь когда уже внучке исполнилось девять лет. Мама регулярно заставляла дочь молиться и читать Евангелие. Маленькой Ксении до слёз не хотелось этого делать, однако приходилось слушаться. Но как только с мамой случался очередной страшный приступ астмы, который не снимался ничем, Ксения в отчаянии падала на колени перед иконами и слова искренней молитвы лились потоком: «Господи, не забирай мою маму! Боже прости и спаси нас!». И болезнь отступала. Глаза мамы светлели, в тепле её рук дочка согревалась вновь.

Жили они тогда в станице Ширванской. Их дом хранил память о папе, который построил его неподалёку от дома бабушки. Мама рассказывала, как в незапамятные времена в станице был храм, в который когда-то она ходила. Рассказывала, как в 1930-е годы храм разорили, в годы войны немцы его превратили в конюшню, а позже, в советское время, там появился клуб. Сейчас на этом месте уже несколько лет строится часовня. Потому бабушка и мама посещали богослужения в Свято-Покровском храме Апшеронска, а точнее – молитвенном доме по улице Ленина. Иногда ездили в храм в станицу Безводную. На церковные праздники брали с собой и подрастающую дочь. До сих про остались воспоминания, как шли пешком 12 километров до Апшеронска, как уставала. Так началось знакомство Ксении Александровны со Свято-Покровском приходом, который позже, спустя годы, стал частью её жизни.

БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ ПРИХОДА

В молодости жизнь кружилась вихрем событий, было не до церкви: учеба в фельдшерско-акушерской школе Майкопа, любимая работа акушеркой и патронажной медсестрой то в Ширванской, то в Апшеронске, неудачный брак, рождение дочери Татьяны, переезд в Апшеронск в 1964 году. Казалось, что всё забылось – и пешие походы на богослужения, и умиротворяющий свет горящих свечей, и молитвы у образов.
— Но безбожницей я не была, – уточняет она. – Ведь в нашем роду испокон веков все веровали, мы собирались семьёй на праздники, старались жить по заповедям. Просто в церковь ходить в обществе было не принято тогда. Да и в молодости о духовности не думалось.
Как это часто бывает, до веры в Бога нужно дойти. Порой путь к Нему пролегает через десятилетия. Ксения Александровна дошла в 60 лет. А вот её дочь, которая к тому времени жила в Москве, воцерковилась ещё в юности. Именно она уговорила маму, когда та гостила у неё в столице, посетить духовные встречи прихожан со священниками во время Великого поста. Тогда же Ксения Александровна прочла книгу Феодоры о мытарствах, что произвело на неё неизгладимое впечатление. В родной Апшеронск она приехала другим человеком, потому что вернулась в Церковь. Вернулась к Богу. Молитвы, такие сухие и непонятные в детстве, вдруг наполнились силой и смыслом. И она пошла, буквально побежала в храм. К тому времени это был молитвенный дом Свято-Покровского храма, который находился в ветхой избе на улице Коллективной.

— После первой же службы, я буквально окунулась в веру, – вспоминает она. – Всей душой полюбила богослужения, которые тогда проводил настоятель, протоиерей Виктор Бандурко. Он вёл службу неспешно, говорил всё ясно, – вспоминает она.

Вопреки расхожему мнению, что на службе новоначальным трудно и непонятно, ей было всё понятно. Как? Сначала всем сердцем впитывала атмосферу молитвы, позже начала улавливать общий смыл. Дальше – больше.

— Мне в храме всегда хорошо. Если поднимается давление, я иду в храм и мне сразу становится легче», – откровенничает она.

Желая внести свою лепту в жизнь прихода, она более десяти лет была одной из тех, кто нёс дежурство. В её обязанности входило следить за порядком, убираться, чистить подсвечники. Помнит она и то, как отец Виктор многих духовно взрастил, обучил вести службы и помог избрать стезю священника. Сегодня все они служат в разных храмах Апшеронского района. Это протоиерей Николай Агафонов, протоиерей Александр Ячменёв, протоиерей Александр Черняев, протоиерей Андрей Джафаров, протоиерей Павел Витвицкий, иерей Александр Карпенко, братья Михаил и Димитрий Петуховы и уже почивший иерей Виктор Кияница.

— Мы все любили батюшек, что служили в нашем храме: и отца Виктора Бандурко, и отца Николая Агафонова, и отца Николая Овсянникова, который прежде много лет был регентом, и отца Виктора Кияницу, – рассказывает она. Последний оставил особый след в памяти Ксении Александровны. Сначала он был диаконом, а когда его рукоположили, то часто исповедовал прихожан. Батюшка внимательно слушал, давал советы и от всего сердца сопереживал каждому. А потом его не стало. Всех благословил, исполнил все требы, пошёл домой и умер.

Произошло это 5 августа 2005 года. Люди плакали, рыдали по-настоящему, похороны «утопали» в живых цветах. И сейчас старожилы-прихожане хранят у себя дома его фото. Приход – это семья. Здесь и радости, и горести переживаются вместе. Она помнит, как раньше все друг другу помогали. И всегда с любовью и трепетом относились к священнослужителям и их семьям. В семье настоятеля Виктора Бандурко долго не было детей, потому когда родилась первая дочка Лена, это стало всеобщей отрадой. Все спешили поздравлять, сказать тёплые слова, все видели, как растёт девочка.

— Как она красиво пела на клиросе! – с улыбкой говорит Ксения Александровна. – Все его четверо детей выросли на глазах у нас, выросли, можно сказать, в храме. Сейчас уже все студенты.

Крестные ходы тоже были частью жизни прихода. В праздники, в дни поминовения казаков верующие дружно шагали по городу с хоругвями в руках и тропарями нараспев. Шли то в сквер к Поклонному Кресту, то в парк «Юность». В любую погоду стояли там на молебнах, а потом также дружно, единым приходом, шли назад. В детстве Ксении Александровне этот путь казался непосильным, а теперь она буквально летала, охотно жертвуя своими силами.

— Сейчас я уже не хожу, ноги сильно болят, не могу», – сокрушается она.

Но ещё больше её печалит то, что ныне нет такой сплочённости среди современных прихожан. Также активно всем приходом строили Тихоновский храм. Выносили мусор, убирались, проводили субботники, а некоторые умельцы даже кирпичную кладку помогали класть.
Прихожане очень любили свой старый храм, до сих пор говорят, что его забыть невозможно. Несмотря на то, что зимой в нём было холодно из-за слабого отопления, верующих собиралось много. Не пугал ни полумрак, ни замёрзшие руки и ноги, ни ледяная иконная лавка.
Первая служба в новом храме совершилась в 2009 году как раз на Пасху. В первое время в Тихоновском храме богослужения были только на большие праздники, а уже с 2010-го они стали постоянными. В нём было непривычно тепло и светло. И по сей день верную прихожанку Ксению Александровну можно встретить почти на всех службах и праздниках.

— А как же иначе?», – удивляется она.

Ведь сегодня Бог и храм – основные составляющие её жизни, да и дочери тоже. Жаль, что взрослый внук не тянется к Богу, хотя в детстве даже из дома не выходил до тех пор, пока мама не перекрестит. «И он пойдёт в церковь в своё время», – надеется Ксения Александровна. Ведь если в детстве родители посеяли семена веры, то они непременно взойдут. Но никто не знает, как и когда, ведь пути Господни неисповедимы.

Евгения Кулябина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *